Биография Роберта Хайнлайна

Роберт Энсон Хайнлайн родился 7 июля 1907 в городе Батлер,

округ Бэйтс, Mиссури. Третий сын Рекса Ивара Хайнлайна и Бэм

Лайл Хайнлайн, он имел двух старших братьев, Рекса Ивара

Хайнлайна и Лавренс Лайл Хайнлайна, и младшую сестру, Луизу

Хайнлайн. Когда он был юношей, его семейство переехало в

Канзас-Сити, Mиссури, США. Роберт вырос там, но лето проводил с

родственниками в Батлере.

 

Он закончил среднюю школу в Канзас-Сити в 1924 и учился

год в колледже. Его брат Рекс пошел в военно-морскую Академию в

Аннаполисе, и Хайнлайн избрал то же будующее для себя. Он

собрал множество рекомендаций и послал их его сенатору, Джеймсу

Риду. Рассказывали, что Рид получил сто писем с просьбами

назначения в Annapolis... Пятьдесят - по одному на каждого

кандидата, и пятьдесят от Роберта Хайнлайна. Роберт поступил в

академию в 1925 годы.

 

Хайнлайн закончил академию в 1929 и служил на разных

судах, включая и Лексингтон ( первый американский авианосец ),

корабли "Юта" и "Ропер" Из-за постоянной качки Хаийнлайн много

страдал от морской болезни, и в 1934 он заболел туберкулезом.

Его вылечили, и он ушел в отставку как непригодный для службы и

получил небольшую пенсию.

 

В начале 1930-го, вскоре после его отставки, он женился на

Леслин МакДональд. Хайнлайн никогда не рассказывал ни о

Леслин, ни о более позднем разводе.

 

Между 1934 и в 1939 Хайнлайн занимался разными работами в

Лос Анджелесе и в Колорадо Спрингс. Он был совладельцом

серебряной шахты, но дела пошли совсем насмарку, когда другой

совладелец застрелился.

 

Он изучал математику, архитектуру и учился на инженера в

UCLA ( имея степень бакалавра , полученную в военно-морской

академии ). Он также работает маклером, и, возможно, как

художник, фотограф и скульптор, хотя детали этих его занятий

полностью не известны.

 

К 1938 Хайнлайн работал как редактор и штатный автор в Up?

ton Sinclair's EPIC News, органе торговой фирмы EPIC.

 

В ноябре 1938 он баллотировался в Калифорнийскую ассамблею

от республиканской партии, но был побежден, сломался, женился и

продолжил жить на свою маленькую морскую пенсию.

 

В конце 1938 журнал "Thrilling Wonder Stories " объявил

конкурс на лучший рассказ. Они предложили полные ставки (

половина цента за слово, до $50 ) любому предварительно

неиздававшемуся автору, чья история отбиралась для печати.

Хайнлайн написал в апреле 1939 за четыре дня рассказ "Линиия

жизни" и представил на рассмотрение не в TWS, который, как он

думал, будет завален рукописями, а к Джоны Кемпбеллу в "As?

tounding Science Fiction". Кемпбелл быстро купил рассказ по

одному центу за слово, за $70. За исключением его службы во

время второй мировой войны, Хайнлайн никогда больше не

зарабатывал ничем другим, кроме книг.

 

Хайнлайн мирно умер утром 8 мая 1988, от отека легких

(emphy? sema) и сердечной болезни которая мучала его в течение

последних нескольких лет его жизни.

 

 

РОБЕРТ ЭНСОН ХАЙНЛАЙН /VII. 1907 - V. 1988/

From: Eugeny Rafienko

 

При жизни Хайнлайн опубликовал 32 книги и множество повестей и рассказов,

большинство которых включено в десяток его сборников.

И хотя творчество его является предметом противоречивых оценок критики,

общее значение влияния Хайнлайна в области научно-фантастической литературы

полностью еще не раскрыто, и совсем уж невозможно предугадать, какое влияние

его произведения окажут на советского читателя. В свое время Хайнлайн оказал-

ся не просто новатором, который ввел в фантастику новые темы (например, путе-

шествия на звездолетах, на которых за время полета сменяется несколько поко-

лений обитателей, как в "Пасынках Вселенной"; тему, которую под разным углом

зрения развивали многие писатели - "Неприкаянный звездолет" Ван Вогта,

"Звездный корабль" Брайана Олдисса, "Баллада о Бете-2" Сэмюэля Дилэни). Что

более важно, он наполнил фантастику повседневным человеческим содержанием,

превратил в сознании многих читателей абстрактное, чужеродное будущее в обы-

денную картину действительности. Для раннего периода его творчества характер-

на подобная идейная заданность. Даже была предпринята, оставшаяся все-таки

недописанной, попытка создать серию истории будущего, к которой можно отнести

рассказы, вошедшие в сборники "Человек, который продал Луну", "Зеленые холмы

Земли", "Восстание в 2100 году", романы "Дети Мафусаила" и "Пасынки Вселенной"

Роберт Хайнлайн вырос в маленьком городке Батлер (штат Миссури). После кол-

леджа поступил с помощью местного политика в Морскую академию США в Аннаполи-

се, успешно закончил ее в 1929 (в первой двадцатке из курса в 243 человека).

Затем служил на Лексингтоне, одном из первых авианосцев, артиллерийским офи-

цером, но был в 1934 году демобилизован по состоянию здоровья, после того,

как у него обнаружили туберкулез.

После демобилизации он поступает на физический факультет Калифорнийского

университета, меняет несколько профессий и даже выставляет свою кандидатуру

на выборный пост от штата Калифорния (по числу отданных за него голосов Хайн-

лайн оказался на втором месте).

В 1939 году его внимание привлекает объявление о конкурсе в журнале "Трил-

линг уондер сториз" с наградой в пятьдесят долларов. Роберт Хайнлайн пишет

рассказ "Трос жизни", но отсылает его Кэмпбедлу в журнал "Эстаундинг", и тот

незамедлительно рассказ публикует. Так началось содружество этих двух людей,

много сделавших для возрождения американской фантастики.

Во вторую мировую войну Роберт Хайнлайн призван из резерва на военную служ-

бу, как и Спрэг Де Камп, Айзек Азимов. После - по заказу издательства Скриб-

нер - он начинает писать фантастику для подростков. Этот период считается са-

мым плодотворным. С 1947 года им были написаны одиннадцать романов только

этого цикла - "Ракетный корабль Галилео", "Космический кадет", "Красная пла-

нета" (о приключениях школьников на Марсе), "Фермер в небе", "Между планетами",

"Космическая семья Стоунов", "Звездный матрос Джонc" (сирота всеми правдами

и неправдами вербуется матросом на звездолет и благодаря настойчивости и

таланту становится навигатором), "Туннель в небе", "Звездный зверь" (в семье

бывшего звездолетчика по наследству передается многотонная зверушка, верный

друг подростка, героя книги), "Время для звезд", "Будет скафандр - будут и

путешествия" (в лотерею разыгран старый скафандр, и совершенно неожиданно для

себя герой оказывается в далеком космосе и принужден вершить судьбу Земли).

Сюда же можно отнести и "Марсианку Подкейн" - своеобразный иронический днев-

ник девочки, путешествующей с дядей по Солнечной системе.

В этом цикле особенно ярко проявляются размышления Хайнлайна о человеке,

как яркой индивидуальности, выделяющейся из безликой толпы посредственностей

благодаря воле, терпению и таланту. Так, например, название "Гражданин Галак-

тики" (о парне, который непосредственно столкнулся с работорговлей) звучит

характерно для Хайнлайна этой поры. С неизбежной логикой развития хайнлайновс-

кого мироощущения, к этому примыкают произведения, показывающие необходимость

существования элиты ( "За этим горизонтом", "Дети Мафусаила" ). Наиболее ярко

эта тенденция отразилась в повести "Пропасть" (пропасть между поколениями),

где тайное общество телепатов и сверхлюдей в целях защиты своего будущего вы-

нуждено прибегать к самым крайним мерам. Данная тема возникает в творчестве

Хайнлайна отнюдь не случайно, ведь он является активным сторонником социаль-

ного дарвинизма и, может быть, наиболее эмоционально это выражено в его рома-

не "Дорога славы", где герой - бывший джи ай во Вьетнаме - призван быть рыца-

рем прекрасной дамы в одном из параллельных измерений. А полемичные "Звездные

рейнджеры", за которые его обозвали чуть ли не фашистом, - всего лишь попытка

нащупать новые пути своего мировоззрения.

Надо отметить, что в душе Хайнлайна постоянно живет политик, каким он стре-

мился стать в тридцатые годы (помните? Америка шла к Новому курсу Рузвельта).

Отсюда "Двойная звезда" (об актере, который вынужден подменять президента, а

со смертью последнего и сам оказывается вовлеченным в клубок интриг и борьбы

за власть). В подобном ощущении пульса времени кроется и возникновение

"Странника в чужой земле", совершенно неожиданно для Хайнлайна ставшего

бестселлером во время студенческих волнений шестидесятых годов, а выдуманный

термин "грoк", обозначавший более чем дружественные отношения между людьми,

даже вошел в словарь американского сленга. Герой романа, как и Малыш Стругац-

ких, воспитан инопланетной цивилизацией. При возвращении на Землю он пытается

следовать меркам жизни своих воспитателей, и это приобретает религиозную фор-

му среди его последователей.

Темы любви, секса, религии, затронутые в этом произведении, неожиданно

приобрели дальнейшее развитие в попытке философского осмысления мироощущения

тысячелетнего Лазаря (знакомого нам по "Детям Мафусаила") в романе конца шес-

тидесятых "Времени достаточно для любви".

В этом и последующих романах герои-личности, первопроходцы вселенной начи-

нают замыкаться на своей индивидуальности, погружаясь именно в мир собствен-

ного я ( "Число зверя", "Кошка, которая проходит сквозь стены" ).

Симптоматично одно из последних произведений Хайнлайна "Отплыть в сторону

заката, о героине, молоденькой девушке, которая только начинает жить, и о ее

эмоциональном настроении и помыслах, вращающихся вокруг темы секса.

Наследие Роберта Хайнлайна многообразно и значительно. За ним стоит целая

эпоха. Здесь была затронута только часть тех проблем, которые поднял в своем

творчестве Хайнлайн. А его волновали не только социальные проблемы и вопросы

государственного обустройства, но и проблемы других измерений, путешествий во

времени (классическое "За шнурки своих ботинок" или "Дверь в лето"), смысл

человеческого существования ("Неприятная профессия Джонатана Хоуга") и т. д.

Советскому читателю еще только предстоит открыть для себя все многообразие

Роберта Хайнлайна, и это счастливые открытия.

ÍÀÇÀÄ

Hosted by uCoz